Лев Толстой и Русская Православная церковь


Лев Толстой

9 сентября великому русскому писателю Льву Николаевичу Толстому 195 лет (год рождения 1828). Я готовила статью  к этому дню, а потом решила отложить её до круглого Юбилея. И вдруг подумала, как важно всё делать в моменте. Поговорим о Л. Н. Толстом и его отношении к вере сегодня.

Толстой и Православие

Всемирно известный русский писатель граф Толстой известен не только как создатель классических произведений, вошедших в мировой фонд, но и прославился своим образом жизни, как говорят философией бытия. О его личной жизни, отношениях в семье, можно говорить и говорить... Я же хочу разобрать лишь одну сторону: отношение к религии - Православию.

Был ли Толстой отлучен от Церкви и предан анафеме?

Со школы знаем, что Лев Николаевич - писатель, по словам Ленина, равных ему по масштабу писательства вряд ли сыщется в русской литературе, мыслитель и философ, крещенный Православием, в 50 летнем возрасте, вошел в конфликт с РПЦ.

Что произошло? Была ли вынесена анафема непокорному "рабу божьему" или отлучение от церкви?

Нужно сказать сразу, что анафему, как можно часто слышать, Церковь писателю не выносила. Было всего лишь решение Синода, осуждающее Толстого за критику церковного учения и указывающее на полное недопущение подобных взглядов.

Свои переживания, мученические сомнения, касаемо веры, Толстой изложил в автобиографической повести «Исповедь», написанной в конце 1870-х годов.

Спустя время после выхода книги, писатель порвал всякую связь с Церковью. С 1880 года Толстой полностью перестал считать себя православным верующим.

Таким образом, писатель сам отошел от церкви, для него же двери её всегда оставались открытыми.

Как каждый человек, задумывающийся о смысле жизни, о тайнах мирозданья, Толстой долгие годы искал опору в Православии, строго соблюдал пост, причащался, исповедовался и постоянно молился.

С 1883 года писатель встаёт на путь вегетарианства, как логичное продолжение своих взглядов о безнравственной природе любого насилия.

И его творчество было пронизано идеей веры в бога, в покаяние, в служение Всевышнему.

Но ответов на вопросы святые писания не приносилиа писателю, наоборот, лишь усиливали его душевные сомнения и терзания. Ощущение фальши, неискренности, абсурдности ритуалов, догм и учений привели к сильнейшему духовному кризису.

При этом продолжая верить в Бога, не отрывая себя от Христианства, писатель выстроил свою систему ценностей, в основу которой было положено главенство ЛЮБВИ во всех её проявлениях, ко всему тому, что окружает человека.

Толстой напрочь отметает все ритуалы и церковные обряды.

«Не в молебнах, обеднях, свечах, иконах учение Христа, а в том, чтобы люди любили друг друга, не платили злом за зло, не судили, не убивали друг друга»

Ссылка здесь.

Беда писателя в том, что не только свои мысли и взгляды он исповедовал лично, но всячески старался придать им публичный охват. Просветить как как можно больше людей и найти сторонников. А при той его популярности, что он имел, сделать это было не трудно. Тем самым, все больше усиливалось отторжение и вбивался клин в отношениях между Православием и протестантом.

Его взгляды приобрели стройную систему учения, которое получило название «Толстовство».

Эпогея достигла писательсткая критика православия и тайн причастия в его романе "Воскресение", изданного в 1899 году. И тогда в феврале 1901 Священный Синод издает специальное постановление, в котором указывает на недопустимые со стороны писателя действия по отношению к Православию и РПЦ:

"Известный миру писатель, русский по рождению, православный по крещению и воспитанию своему, граф Толстой, в прельщении гордого ума своего, дерзко восстал на Господа и на Христа. Его и на святое Его достояние, явно перед всеми отрекся от вскормившей и воспитавшей его матери, Церкви Православной, и посвятил свою литературную деятельность и данный ему от Бога талант на распространение в народе учений, противных Христу и Церкви, и на истребление в умах и сердцах людей веры отеческой, веры православной".

Вот то самое определение святейшего Синода:

 

 

Постановление Синода

На сие постановление ответ графа был ещё более суров. Он не стал смягчать свои мысли и облекать их в красивые фразы. Ответ был беспощаден:

.... я убедился, что учение Церкви есть теоретически коварная и вредная ложь, практически же – собрание самых грубых суеверий и колдовства, скрывающего совершенно весь смысл христианского учения.… То, что я отвергаю непонятную Троицу и басню о падении первого человека, историю о Боге, родившемся от Девы, искупляющем род человеческий, то это совершенно справедливо".

Обязательно прочтите, кто ещё не читал, весь ответ, особенно те, кто ищет ответ на свой вопрос, что есть Бог и пытается понять причины смены мировоззрения великого писателя. Ссылка здесь.

Толстой в первую очередь отверг как надуманные, такие церковные догматы, как:

  • Троица;
  • Божественность Христа (считая его прежде всего человеком),
  • Непорочное зачатие Девы-Марии;
  • Поклонение святым мученикам;
  • Обещание адских мук для грешников и ад.

И заодно, все церковные таинства, считая их бессмысленным колдовством. Отрекся от церкви сам граф, в ходе глубокого и всестороннего, с его слов, изучения теоретического и практического учения церкви:

Теоретически — я перечитал все, что мог, об учении церкви, изучил и критически разобрал догматическое богословие;

Отделяя истинные слова Христа от приписанных ему, он создал «Четвероевангелие».

Долгие годы продолжалось гонение церкви на непокорного отступника. Но писатель был непоколебим в своих убеждениях.

«О, как ты ужасен, Лев Толстой, порождение ехидны…», -

Так написал известный протоиерей Иоанн Кронштадтский, канонизированный РПЦ.

Но даже на смертном ложе в 1910 году, глубоко переживая, покинутый всеми, писатель не нашел в себе сил раскаяться, все больше и больше погружаясь в конфликт не только с Православием, но и окружающими его людьми. Ждать иного поведения от человека с

Толстой завещал исключить присутствие священников на смертном одре. Даже перед кончиной, побывав в Оптиной пустыне, он не стал искать примирения с духовными людьми и до конца дней был верен своим сформировавшимся на тот момент взглядам.

Вот вкратце вся суть конфликта.

Заключение

И не удивительно, что человек подобного  масштаба, много лет проповедовавший "непротивление злу насилием", философию всеобщей любви и вечности через своих героев, ищущий смысл во всем и вечно недовольный собой и происходящим, с возрастом уже априори не мог принимать церковные догматы. Учитывая его своенравный, требовательных характер, трудно представить, чтобы он поступил иначе.

И в те времена ни мало людей, окружающих гения русского слова, разделяли его взгляды, понимая, что не все сходится в учениях святых отцов, очень уж много противоречий явных и скрытых. Не каждый был способен подняться и заявить о своих сомнения во весь голос.

Толстой - великий мыслитель-философ, познавший всю глубину жизни, просветитель, публицист. Наверное, по-другому и не могла сложиться жизнь этого человека и система его ценностей. И безусловно, велик исполенный им гражланский долг в том, что он публично смог высказать все свои сомнения и претензии. Не каждому нужно разделять взгляды Толстого, но ознакомиться с ними точно не будет лишним...

В поисках правды и истины он и закончил свой тернистый путь, оставив потомкам загадку и повод для споров: почему так и какую правду искал мудрец...

Ну, а всем остальным верующим:

Блажен кто верует, тепло ему на свете!

А. Грибоедов словами Чацкого. («Горе от ума», действие 1, явление 7)

Да, прибудет с нами вера наша! У каждого своя...

 

Поделиться с друзьями:
6 комментариев для “Лев Толстой и Русская Православная церковь
  1. Lugov 18.09.2023 at 14:45

    Интересно, подробностей не знал. Тоже частенько задумываюсь на эту тему, почему Ленин — общепризнанный гений так отвергал религию. Всё же что-то есть в ней вредное, отупляющее людей, превращающих в рабов и не допускающих и камня в свой огород.

    • Людмила 19.09.2023 at 21:25

      Блажен кто верует… Что ещё добавить? Всё-таки верующий человек может нанести вред сам себе, но не окружающим, пусть даже фанатичной верой. А вот неверующий гораздо опасней…. Потому религия будет вечна. Управлять людьми как-то же надо…

  2. Лада 21.09.2023 at 21:53

    Да, Толстому повезло, что не было уже той инквизиции, как во времена Д.Бруно  и Коперника… А сила Духа его однозначно вызывает глубочайшее уважение. Это и есть истинная вера в Бога. 

    • Людмила 22.09.2023 at 21:22

      Повезло, это точно…))  А может Православие всё-же мягче было средневекого Католичества… И твердостью духа его бог не обидел, как и характером. Близкие настрадались…))) 

  3. Елена Голоштенко 24.09.2023 at 11:58

    Благодарю за статью, Людмила! Так интересно было читать! Я не знала об этом конфликте.

    Встречала информацию, что Толстой был из массонов. Настоящих. Которые "вольные каменщики", превращающие неотёсанный камень в алмаз (занимающийся разивитеием души или даже так: развитием душ)))). Посвященный, в общем. И это вполне закономерно, что на определённом этапе происходит отделение от религиозного эгрегора. Потому что там столько ограничений, столько всего, основанного на страхе. В какой-то момент всё это становится ненужным. 

    А его концепция про любовь — это мне намного ближе. Вот что должно лежать в основе. И думается мне, в основе истинного христианства лежит любовь, но не зря существует подозрение, что именно как религия христианство очень искажено, искажена его суть для более удобного управления людьми. 

    • Людмила 25.09.2023 at 22:01

      О том, что сам Толстой принадлежал к масонам, я не слышала, скорее нет, к его времени с1822г они уже были запрещены в России. А вот Кутузов да, и Пьер и Андрей Болконский —  был теми самыми "вольным каменщиками" и потому так много об этом обществе в романе. И Пушкин был замечен, как и многие другие из среды аристократов… Хотя информация очень закрытая, малоизветная.

      Запреты, жесткие догмы, натянутые факты отталкивают от церкви думающих людей. И сейчас это происходит особенно активно. Храмов все больше, а верующих все меньше, невзиря на стремления РПЦ слиться с государством. Слишко публичной стала религиозная жизнь и не всегда её светлая сторона. Да и постоянно в истории происходит отрицание одних вещей, потом других и их прежний возврат… Такие уж мы люди…)

      Спасибо, Лена!

Добавить комментарий
Имя *
Email *
Сайт