Отмена ЕГЭ: результат 20 летнего эксперимента над детьми


ЕГЭ

В 2001 году в стране был запущен эксперимент по проведению школьных выпускных экзаменов через тестирование, так называемый ЕГЭ. 20 лет педагоги, просветители, специалисты, авторы учебников, эксперты и особенно родители высказывали своё отрицательное отношение к Единому Государственному Экзамену. Но все протесты гасли в потоке восхваления от чиновников: как удобна, объективна, хороша форма тестирования. А совсем недавно в Министерстве просвещения вдруг заговорили о возможной отмене ЭГЭ, как не оправдавшей себя. С чего бы вдруг?

Cуть Единого Государственного Экзамена, плюсы и минусы

Сегодня, когда выпускники праздную свои выпускные и готовятся к поступлению, мы и поговорим об ЕГЭ. Может для кого-то это будет актуально.

И так, 20 лет понадобилось, чтобы понять несостоятельность этой системы? Не много ли? Что поделать, русское авось непобедимо. Отмена ЕГЭ тоже случится не завтра. Как минимум, не раньше 2030 года, так заявляют чиновники просвещения.

И сразу возникает вопрос: а что будет предложено взамен? Возврат к прежней советской системе сдачи экзаменов в школе и затем вступительных в ВУЗ? Не очень хотелось бы для детей двойного стресса.

Минусы ЭГЭ

  1. Тестирование не дает возможности детям логически мыслить, происходит лишь "натаскивание" на правильный ответ. Часто можно в тестах угадать правильный ответ. Хотя по большому счету, думаю, это напрасное обвинение. Много там не нагадаешь, если ничего не знаешь 🙂 .
  2. Субъективно сформированные вопросы, зачастую ответ не может быть однозначным, то есть порой предполагается некая золотая середина в неточных гуманитарных предметах. Ответ лишь может быть раскрыт в устной или письменной форме.
  3. Не раскрывает истинных знаний и способностей детей.
  4. Уже с начальной школы детей ориентируют не на знания, как таковые, а на то, что им важно сдавать ЕГЭ.
  5. Общая деградация процесса получения знаний, как детей так и учителей. Лишение творчества, как подачи материала учителем, так и его восприятия.
  6. Требования иметь репетитора, без дополнительных натаскивай сдать экзамены на высокий балл трудно.
  7. В целом знания у школьников год от года становятся хуже. В Вузы приходят слабые студенты, такими и покидают его. На выходе все меньше хороших специалистов.
  8. Стресс, который переживали дети, идя на обычный школьный тест, когда чуть ли не ОМОН сопровождает, наносит непоправимый урон психике ребёнка. Многие так волнуются, что сдают тест хуже, чем учились.

Возможно есть ещё минусы, добавляйте их в комментариях.

Плюсы Единого Государственного Экзамена

  1. Самый безусловный плюс: не надо сдавать дополнительные экзамены в ВУЗ, как это делало поколение советских школьников и 90-ых годов.
  2. Результаты тестов можно разослать аж в 5 ВУЗОв. Когда сдавала ЭГЭ наша дочь, можно было хоть в 30.
  3. Объективная оценка знаний. Здесь нет любимчиков (что там скрывать, так было всегда и есть в наших школах). ЕГЭ сдают в другой школе и никто не может вмешаться в процесс.
  4. Позволяет оценить весь багаж знаний выпускника, набранный за 11 лет, в отличие от традиционного билета с 2-3 вопросами.
  5. ЭГЭ открыли двери столичных ВУЗов для поступления школьникам из глубинки, из провинции и сёл. Набранные баллы лишили ВУЗов коррупционной составляющей. Брать взятки за прием на учебу стало сложнее и даже где-то невозможно. Это большой плюс в нашей стране, где ВСЁ продается и покупается. Собственно эта была одна из причин ввода ЕГЭ. Но, к великому сожалению, полностью коррупцию в этой сфере не удалось победить. Да и наивно было ждать...не оттуда следует начинать. Правда?

Плюсов меньше, но они более точные. Потому что ещё нужно доказать, что например, ЕГЭ способствует деградации личности. А может что-то иное...?

Я никогда не поддерживала критику ЕГЭ, как и особо не одобряла эту форму. Видимо потому, что на дочери не особо заметила какой-то такой деградации личности, как и прорыва). Начиная школу, мы не знали про это "чудо страшное" и учились ради знаний и конечно, оценок. И девочка закончила ВУЗ в Питере на бюджетной основе. Правда, она поступила туда по результатам Олимпиады, но и по баллам ЕГЭ прошла бы успешно. Вряд ли это случилось бы при старой системе сдачи вступительных, чтоб поступить на бюджет - надо было 7 пядей во лбу. Которых, естественно, быть не могло как и толстого кошелька у родителей.

И то, что сегодня обычный школьник не может сложить, уж не говорю, чтобы умножить в уме, виноват не единый экзамен, а система образования. А где-то даже само время. Сами посудите, ведь гаджеты, компы, смартфоны заменили потребность думать и логически мыслить. Сейчас нет необходимости помнить информацию, формулы и даты, всегда под рукой "Алиса", "Гугл" или иной интеллектуальный робот.

Мы все, например, стали меньше работать физически, менее выносливы, так кто в этом виноват? Просто нет необходимости. Нельзя же нас вновь выгнать на поля на сбор колосков, чтоб стать здоровее и сильнее)))

Система образования, на мой взгляд, должна быть гибкой, все время подстраиваться под реальность и учить ребенка мыслить. А в ней превалируют отчеты, планы и другая ненужная бюрократическая белиберда, которая убивает учителей и отнимает их время. Я уже молчу про разного рода кружки, факультативы, секции, что были в нашей школе, которых давно нет. Потому что теперь нет денег... бюджета не хватает.

Мы скопировали с Запада всего лишь форму сдачи экзаменов - самое неудачное. При этом большой опыт обучения и развития детей, например, в Скандинавских странах почему то перенести не решились. Как всегда, нам это недоступно.

И если вдруг завтра или через пару лет отменят ЕГЭ - уже устоявшуюся за 2 десятилетия систему получения знаний, то вряд ли от этого выиграет подрастающее поколение. Скорее наоборот. Это как революция: быстро сметает все отжившее старое, а вот новое приходит гораздо медленнее. И как правило, не в лучшем виде. Во всяком случае, в нашей стране.

А вы что думаете? У кого есть опыт сдачи вашими детьми ЕГЭ. Пишите комментарии.

 

Поделиться с друзьями:
12 комментариев для “Отмена ЕГЭ: результат 20 летнего эксперимента над детьми
  1. Константин 28.06.2021 at 23:07

    Мы все, например, стали меньше работать физически, менее выносливы

    Не факт, что физическая выносливость — во благо здоровью. Менее выносливы, зато продолжительность жизни выше (у тех, кто прививку сделал, разумеется).

    гаджеты, компы, смартфоны заменили потребность думать и логически мыслить

    Буквально на днях утром по пути на работу услышал, как молодая ведущая одного известного радио сказала, что многие ее знакомые не умеют определять время по часам со стрелками ) Думаю, прежде всего, потребность запоминать "лишнее" отсутствует — ту же таблицу умножения (в нашей семье самым коварным вопросом для старшей дочери было "семью восемь")) Сейчас работает бухгалтером.

    ЕГЭ — на мой взгляд, это эксперимент, один из многих. Как бесконечная пенсионная реформа с непонятными метаниями из стороны в сторону. Как ежегодные изменения в правилах сдачи на водительское удостоверение. Как локдаун.и добровольно-принудительная вакцинация.

    • Людмила 29.06.2021 at 21:05

       Не факт, что физическая выносливость — во благо здоровью

      Здоровье отдельно, а продолжительность жизни отдельно. Живем мы дольше и при этом все, включая детей больны. Нет отбора))) Про младенцев вообще отдельная тема…. Причина явления — непонятна. 

      А так то да… я и говорю, что уже не нужна нам сила богатырская, куда её применить, чтоб на кнопки жать? Да и, как правило, люди слабые физически и здоровьем не блещут. Как и здоровые чаще всего сильные и выносливые. Труд нужен человеку. Я не про изнурительный, а посильный и в меру, которого большинству (офисным) не хватает для баланса. Но нельзя надрываться, на пределе сил — это гибель.

      (у тех, кто прививку сделал, разумеется).

      Это сарказм? Или святая вера?

      Думаю, прежде всего, потребность запоминать "лишнее" отсутствует. 

      Да, лишнего предостаточно в школе, все знают, что дети не усваивают, но на всякий случай пусть будет…) Хотя…, какая-то инфа должна же быть в голове? Не нужна таблица.., не нужны названия столиц.., стран…,  формулы…даты…а что же тогда в ней и зачем голова? Украшать тело? Особенно женское))laugh  Вот стихи много ли кто из молодежи сможет прочесть наизусть, цитаты, притчи? Про даты вообще молчу. Ну, если что-то из школьной программы осело. Теперь другие критерии.

      Про часы со стрелками….не верю), какой-то кретинизм. В школе-то таблицу умножения пока не отменили. Тут тоже все индивидуально, мне кажется её не надо зазубривать, а как-то потихоньку, чтоб она сама входила в головы поэтапно.

      Всегда было понятие эрудиция… багаж знаний, то, что всплывает в голове в нужный момент, в нужном месте. А сейчас оставь человека без смартфона — не выживет)))

      ЕГЭ — не самый плохой вариант при нашей жизни. Мы любим экспериментировать, свою  государственность и то уже более 100 лет нащупываем. И все никак не поймаем) Как и пенсии пытаемся сделать большими через реформы))

      Спасибо, Константин за возможность обсудить, как повод поговорить)

       

  2. Хуторная Елена 30.06.2021 at 19:04

    Сын закончил пятый класс, но уже столько разговоров про эти экзамены, а с другой стороны, разве нам с обычными экзаменами было легче? Такой же мандраж и стресс. Так что всегда сыну говорю, что не надо ничего бояться, придет время, все сдашь спокойно, главное сейчас учиться и не запускать. А так-то, пожалуй, никакая система неидеальна, в любой из них есть плюсы и минусы, и да, специфика у нашего времени своя, со всеми гаджетами и обилием ненужной информации, но что толку ему сопротивляться, оно такое, какое есть, и это, конечно, накладывает отпечаток на наших детей. 

    Людочка, актуальная очень тема, ты, как всегда, знаешь чем зацепить ))) Но думаю, прорвемся как-нибудь и тут. Так сказать, будем искать возможности, а не оправдания, и ваш случай с дочкой яркий тому пример.

    • Людмила 03.07.2021 at 22:54

      Лена, да, остренькие темы я люблю, жаль все меньше желающих их обсудить   Ты права, системы идеальной нет, а когда не очень стремятся к ней, тем более получаются сплошь минусы. 

      Нас тоже пугали и сразу говорили про репетиторов) что без них никак…хорошо не сдать. Дочка посещали курсы подготовки при гимназии, потому такой результат и был.

      Но ничего, школа жива, не одним же ЕГЭ ей жить, есть и другие задачи)) Вам с сыном хорошо, до финиша система может как-то наладится. Главное, чтоб сам ребенок хотел учиться и любил школу.

  3. Валентина 07.07.2021 at 09:13

    Единственный плюс в ЕГЭ вижу в том, что при поступлении в ВУЗ не нужно сдавать экзамены, разве что творческие или спортивные.

    А система образования считаю ухудшилась. Даже не знаю, может это только в нашей школе. Дневники — ни детьми, ни учителями не заполняются. С домашним заданием каждый раз — одна фраза: "А нам ничего не задавали, ничего нового не проходили". Раз в месяц классный руководитель передавала список оценок. Потом спрашиваешь у сына — это за что у тебя двойка — не знаю, говорит. ЕГЭ, правда сдал и даже на бюджет поступил. Но бросил, вторую сессию даже сдавать не стал. Пошёл работать, говорит: никому этот диплом, нафиг, не нужен. Я до сих пор в шоке. 

    • Людмила 08.07.2021 at 14:54

      С дневниками и оценками у нас ещё так начиналось. Изменилось отношение к школе в корне, как у детей так и у учителей. Но вернуть былое точно не получится, мир другой, источников знаний слишком много. И все равно без школы никак.

      И высшая школа тоже поменялась,  дочка всё сетовала, что давали устаревшие знания, компьютерные технологии меняются каждый год, а они основы изучали. Полный бред, в конце учёбы тоже ходила в универ через раз.

      Может и хорошо, что сын бросил во время, осознал может что-то. Высшее образование получать никогда не поздно. И статус его правда сошел на нет. Главное, выбрать дело по душе. 

  4. Ирина 11.07.2021 at 16:33

    У меня, что касается ЕГЭ, свое мнение. 

    Исхожу из личного опыта, так сказать))

    Это лучшее, что было придумано в нашем образовании за все эти годы. Жаль, что некоторые родители не смогли это понять(

    Если ребенок умный и старательный, то ему ЕГЭ только на пользу. А, если лентяй и слабый шантажист, то здесь при любом раскладе без вариантов. Немного грубо, но зато честно.

    И, на мой взгляд, такая система экзаменов, не мешает ребенку  мыслить, если мысли есть.

    У меня и дочь ЕГЭ сдавала, и племянник в том году. И никому руки не заламывали, личное пространство не нарушали. Сдали достойно и на бюджет в ВУЗы поступили. А стресс в любом случае и дети, и родители испытывают)

    Короче говоря, больная это тема для меня)) Даже статью на сайте на эту тему несколько лет назад писала.

    Не понимаю я родителей, которые хотят ЕГЭ отменить. Лучше бы детьми своими занимались, а не все на школу и репетиторов валили.

    • Людмила 13.07.2021 at 13:14

      Ого, какое неожиданное мнение. В целом согласна…. Ещё добавлю, там где серьезное отношение к процессу со стороны школы и учителей и самого ребёнка плюс родителей — ЭГЭ не может испортить картину. 

      А там где натаскивание — то чего ждать?? 

      Ирина, а Дарья — ведет ваш блог, это дочка? Умница девочка)

      • Ирина 13.07.2021 at 15:57

        Натаскать можно и для обычного экзамена) А еще подмазаться к преподавателю))

        Я как-то сама лично сдавала серьезный технический предмет в одном не менее серьезном ВУЗе. Ни одного слова по билету не сказала и 5 получила. Признаюсь, что знаний на эту оценку у меня не было. Разговаривали о литературе. Простая психология)

        Обычный экзамен позволяет манипулировать преподавателями. Даже когда в ВУЗ поступаешь.

        Дарья — дочка) Она по профессии журналист. В свободное от работы время помогает маме, статьи пишет)

  5. Ольга Парфенова 18.07.2021 at 18:01

    Наконец-то дождались!!!

  6. Елена Голоштенко 30.07.2021 at 13:14

    Мы пока не сталкивались с этой формой экзамена, рановато))) Но в целом тестовую систему как единственную форму оценивания знаний я не очень люблю за то, что ограничивает, не даёт раскрыть полностью потенциал, показать свой способ мышления и местами слишком неоднозначные ответы (хорошо, если тесты составляются со всей ответственностью, но бывает, что как попало и ответы спорные). Но здорово, что этот тест даёт возможность поступить в несколько вузов сразу.

    А вот что касается системы образования — то тут как бы сложно однозначно сказать, что сейчас правильно. Но то, что уровень рухнул (а за этот год домашнего недодистанционного обучения ещё больше) — факт. Надо вот этот момент сначала исправлять, а уже потом думать, как проверять уровень знаний. Сын поступал в этом году в лицей, в школе отличник был. А чтоб сдать экзамены лицейского уровня — пришлось натаскивать дополнительно по математике и физике. Хорошо, что сами в этом разбираемся и есть друзья физики.

    • Людмила 30.07.2021 at 15:49

      Школа всегда и в советское время тоже испытывала преобразования. Что -то меняется к лучшему, но много плохих новшеств.

      Про репетиторов никто из нас и не слышал, сейчас в порядке вещей… странно так… лучшие ученики берут их, чтоб сдать экзамен или поступить. Ну, не бред ли? 

Добавить комментарий
Имя *
Email *
Сайт