Про «вкусные» тексты.., плюшки-печенюшки, интуитов и сенсориков


Вкусные тексты. Почему так говорим

Русский язык — велик и одновременно красив, ко всем его достоинствам ещё прибавился вкус. Наверное, замечали  странную особенность, появившуюся в последнее время, использовать  в речи слова гастрономического плана.

Написанное люди часто оценивают через вкусовые ощущения, например: "вкусно описано", "печеньки-вкусняшки ждут вас...", "плюшки-печенюшки и компот",  "вишенка на торте" или пресловутое "всё в шоколаде". Откуда  взялся это налет гастрономизма?

И ещё, вот что странно, одних людей употребление таких слов раздражает, других - наоборот воодушевляет и вдохновляет. Особенно странно слышать подобные "сладости" в речах мужчин. Хотя..., ведь и они большие сладкоежки.

Откуда пришли сладкие обороты в русский язык

Интересно, почему же оценка изложенного происходит через вкусовые ощущения? Вроде бы, голодного народа не наблюдается. Откуда связь языка с едой?

Коль говорят, значит есть потребность во вкусных оборотах и кому-то нравится такая речь.

"Вкусные" слова стали  употреблять спикеры и коучу для привлечения внимания аудитории,  для придания речи простоты, ухода от канцеляризма, окрашивания текстов теплом, чего-то дорогого и близкого каждому.

Или для обогащения речи, добавив мармеладку... шоколадку.... леденец..., чтоб слушатели ловились на крючок. Ну, кто из нас не любит сладенького или даже, скажем так, воспоминания детства всех уносят в сладкие грёзы).

О бедности словарного запаса таких людей говорить неуместно. Не в нём дело. Можно встретить подобное в речи персон, претендующих на звание писатель, оратор, литератор, спикер.

К тому же, как оказалось, использование таких выражения не является нарушением норм языка. Все зависит от степени восприятия сказанного человеком.

Сенсорики и интуиты

Оказалось, всё зависит от того, к какому типу восприятия информации относится человек. Соционика выделяет 2 группы: 

 

 

  • Сенсорики — люди-материалисты с конкретным восприятием и инаглядно-действенным мышлением.  Для них важно видеть, трогать, слышать, внутренне духовное где-то на дальнем плане. Способны видеть мелочи, детали, охват в целом их мало интересует.
  • Интуиты — люди, ценят в первую очередь духовное, материальное на втором плане. Видят суть процесса, детали для них не столь важны.

Первым сказанное через вкусные описания - нормально. А вот вторые - интуиты воспринимают сказанное как глупость и чушь, раздражающая их. Они не приемлют подобного речевого стиля. То есть говоривший, желая понравится аудитории, может вызвать у неё обратную реакцию. Так что злоупотреблять термина не следует.

В моей, далекой от идеала речи, часто мелькают неуместные словечки, но сладкое я предпочитаю все же съедать :-). Не часто пользуюсь "кулинарными оборотами",  я - жесткий интуит.

Я рьяно не выступаю за чистоту родного языка. Ведь согласитесь, скучновато писать и говорить по языковым нормам, хочется лёгкого колорита, словесного драйва, чтоб кровь вскипела).

Но и не надо так массово подхватывать одну и ту же фразу и затирать её до тошно, превращая в моветон. Вот сейчас на слуху: восклицание "огонь" (все горят!!!) или "меня бомбит"... А потом удивляемся....откуда прилетело?

Хотя, с другой стороны, кто нам указ, как говорить и как будет воспринята наша речь?

Но, без переборов и там, где это вполне уместно, тогда и будет "вкусно". Уж, всяко лучше, чем нецензурные слова, натурализмы или сленг-жаргон. Видно и такие любители матерной словесности тоже относятся к какой-то группе, всё объясняющей.

Хотя... Возможно, для кого-то лучше второе). Есть люди, у кого подобные слова слетают с языка, как пирожки с противня. Вот.... опять кулинария, никак от неё не избавиться😊.

Хотя... даже классики порой вворачивали словечки, и сладкие тоже.

А вы как относитесь к подобным фразам? Кто вы по типу восприятия информации: интуит или сенсорик?

Вас раздражают какие-то слова или выражения? Например, "молочка" - продукты из молока?!

 

 

Поделиться с друзьями:
16 комментариев для “Про «вкусные» тексты.., плюшки-печенюшки, интуитов и сенсориков
  1. Андрей Косолапов 10.06.2023 at 23:56

    Люда привет! Лично мне все равно, я на это внимание не обращаю. Или как говорят французы 

    Се pas grave — это не имеет значение

     

    • Людмила 15.06.2023 at 08:54

      Совсем совсем cе pas grave?   Ну, значит ты представитель третьего типа личности…  

      • Андрей Косолапов 15.06.2023 at 23:21

        Я и сам знаю. А третий тип, это какой? 

        Шучу конечно )))

        • Людмила 16.06.2023 at 09:41

          третий — уникальный, штучный товар)

  2. Хуторная Елена 16.06.2023 at 16:55

    О да, слова типа "молочка", вот эти пренебрежительно сокращенные это фу для меня, не люблю )))) А вообще, Людочка, мне кажется, это очень субъективно все, просто у одних одни пунктики, что нравится, а что раздражает, а у других другое. 

    Ко вкусовым характеристикам я, кстати, нормально отношусь, но это сейчас, а раньше не любила. А теперь это для меня вполне отражает некоторые процессы и явления ))) При этом к сенсорикам себя точно отнести не могу.

    • Людмила 17.06.2023 at 19:05

      Да, Лена, любые наблюдения имеют погрешности, не всегда точно описывают человека.

      Ведь даже мат многими воспринимается вполне нормально, профессора-филологи отстаивают право быть ему)) Так что всего лишь личное отношение каждого к словам. 

       

  3. Елена Голоштенко 19.06.2023 at 18:41

    На мой взгляд это чистая манипуляция- все эти "вкусные" слова, вызвать определенный настрой, эмоции, чтоб человек расслабился и совершил нужное действие. 

    Для меня любые вот эти фразы,  слова, которые порождает современное интрнет-общество — это программирование себя. Но не в прямом смысле. А в смысле подключения к определенгому энерго-информационному полю именно этой прослойки, кто эти слова говорит. И, как правило, это далеко не всегда чудесный мир, куда хотелось бы попасть. 

    В целом мне года два-три как прям очень режут слух вот эти все выражения,  не толькосвязанные с едой, а все эти иностранные слова на русский лад, молодежный сленг. Я их иначе чувствую, они всегда в речи словно звучат резче, противней, брррр…. и маты тоже. И читая свои старые статьи, так и хочется их переписать, потому что раньше я говорила на таком искаверканном языке. 

    А сокращения типа "молочка"… да, тоже  как-то неблагородно звучит. Но не так резко. 

    • Людмила 20.06.2023 at 15:15

      Елена, интересное довольно критичное мнение). У нас нет культуры речи, этому мало учат в детстве. Что слышим — то и выдаем сами. Если вспомнить школу, то как с нами разговаривали учителя — хочется рыдать Сейчас, говорят, там с этим ещё хуже…

      Режет слух, скорее всего, от чистоты ваших личных вибраций. Вот почему я всегда с пессимизмом отношусь к призывам менять лишь себя. Потому что как раз людям высоко-осознанным и духовным становится мучительно жить в миру. Потому меняясь сам, не забывай об окружении…

      Молочка — и для меня нормально). 

  4. Елена Голоштенко 20.06.2023 at 21:25

    О, даааа! Культура речи — то, что непременно стоит добавить в образование будущего! У нас учителя в общем хорошо говорили (но я в лицее училась, туда брали лучших специалистов). А вот обычные школы да… сейчас и дети такое могут выдать, что думаешь, а это реально происходит? И учителя тоже, если верить рассказам людей. 

    Про вибрации слов — точно! Но я чуть оптимистичнее всё же смотрю на изменение себя и несоответствие окружения. Да, первое время приходится многократно повторять, что в моем присутствии не нужно грубо выражаться, объяснять, почему (а чем выше ценность себя и любовь к себе, тем это естественнее и проще получается). Но в таком пространстве, когда с людьми говоришь более красиво, и окружение начинает меняться. Да, даже когда обращаешь внимание человека на речь — это уже шаг. Не зря говорят, что один человек более высоких вибраций словно вирус света действует 😉 И да… принятие всегда помогает. И память о том, что когда-то и я была на том уровне))) 

    • Людмила 22.06.2023 at 19:42

      Да, Елена, языку и речи много уделяется внимания, но как-то вяло, пока лишь на стадии разговоров и запретов. Нужно поднимать общую культуру жизни. У нас любой фильм возьми и послушай, как говорят герои… это ужас

      По поводу как сам — так и с тобой, тоже абсолютно согласна.  В любой ситуации важно помнить об этом.

  5. Константин 20.06.2023 at 22:29

    Всегда обращаю внимание на то, как автор пишет. В тех жанрах, что читаю, есть немало достаточно известных авторов (с десятками печатных книг), чей слог меня коробит или совершенно не цепляет. И напротив, есть авторы, которые дальше электронного самиздата не ушли, но читать которых хочется — у них, как правило, вычитываю (выслушиваю) всё написанное — получаю от этого настоящее удовольствие (но не посредством вкусовых сосочков)) Тут все индивидуально, в т.ч. реакция на те или иные выражения. А от сленговых словечек никуда не деться — некоторые из них заразны и подолгу паразитируют в разговорнй речи ) 

    • Людмила 22.06.2023 at 19:46

      Интересное наблюдение. У меня тоже примерно так же….Думаю, как писатели, так и читатели — все мы разные. Одни любят динамику, событийность, не слишком обращая внимания на раскрашивание моментов, другие наоборот описания, анализ, эмоциональные переживания. Наверное, в этом и есть интуиты и сенсорики)). 

  6. Картавцева Елена 01.08.2023 at 21:50

    Даже странно, что  у вас,Людмила, есть только два определения человеческого типа по восприятию информации. Подозреваю, что есть  еще. Почему? Если говорить обо мне, то в большей степени ценю духовное, а не материальное, но "вкусные" описания мне не чужды, даже применяю их в повседневной жизни. Как, например, не сказать маленькой внученьке, что она сладенькая булочка?! 🙂

    • Людмила 03.08.2023 at 13:03

      Елена, других типов я не нашла, возможно, есть подтипы) Мне думается нам всем свойственны  те и иные качества, чего- то больше, чего-то меньше…

      Что касаеется детей и дорогих нам людей — это другая сфера, личное общение, там "зайки — рыбки, котики  сладенькие… " толко приветствуются!angry

  7. Юлия 08.08.2023 at 06:47

    Я, наверно, сенсорик — для меня важно, чтобы текст был по делу с конкретными деталями, особенно если это касается маршрутов или поездок. А вот эти вот — "огонь", "пейзаж будет бомба" и т.д. меня не особо впечатляют и хватают. Лучше вместо слов красивую фотографию приложить в доказательство)

    • Людмила 11.08.2023 at 21:30

      Юля, я думаю, что человек, много путешествующий прежде всего романтик эмоциональный, выходит нет. Трудно тут разобраться кто есть кто… так поудивляться и задуматься…)) 

Добавить комментарий
Имя *
Email *
Сайт