Берегите детство детей


дети и успех

Поводом для статьи послужил разговор в Соцсети молодой бабушки об успехах своей внучки. Женщина с упоением демонстрировала фото четырёхлетнего чадо с танцев, занятий гимнастикой, плаванием, в комментариях добавив, что ещё они учат английский и занимаются ментальной арифметикой. В ответ люди восхищались внучкой.

Безусловно, здесь можно только порадоваться за всех. Но, мне почему-то стало чуть жаль ребёнка. А так ли всё однозначно здорово в этой ситуации?

Путь к успеху начинается с детства?

Мы все сейчас переживаем время стремления к успеху всякого рода. Быть успешным - цель жизни многих. Заметьте, не счастливым, радостным, довольным жизнью, а именно успешным. В погоне за успехом мы порой не проживаем жизнь, а мчимся за мнимыми материальными благами, копим их, складируем, словно всё это можно забрать с собой ТУДА. И эти же принципы прививаем детям: будешь способным - будешь успешным, а значит состоятельным.

Едва научившись ходить, маленький человек уже нацелен на результат и под аплодисменты взрослых изо всех сил демонстрирует свои навыки: чтение с горшка, английский с нуля, управление гаджетами с пелёнок. Словно в марафонском забеге современные родители, опережая друг друга, несутся со своими чадами к Олимпу успеха. Их лозунг прост: не ухватишь навыков сегодня - завтра будет поздно.

Между тем детские психологи бьют в набат: пришло время встать на защиту детей, чьи родители невольно, в порыве своей яростной любви, лишают их детства.

Помните, как росли мы с вами, как гоняли мяч в парке или во дворе, едва сходил снег и появлялись лужи. Обув резиновые сапоги, дни напролёт пускали кораблики. Да и наши дети носились по двору, лазали по деревьям, купались в реке до посинения. Общение с природой было естеством жизни.

Успевали и в секции, на дополнительные занятия, кружки, студии, особо не вникая, для чего. Просто хотелось творить. Но не было соревнований, чей ребёнок талантливей и одарённей.

Я не призываю пустить всё на самотёк, сейчас иное время. И в тихих дворах уже давно под запретом свободное времяпрепровождение, а уж залезть на дерево - в лоб получишь). Но есть семейные походы выходного дня, вылазки на природу, пикники, дачи, прогулки по парку, лесу. Дайте хоть там ребёнку порезвиться и делать то, что ему хочется.

Вообще, откуда пошла родительская страсть с пелёнок растить детей успешными, записывать их в «развивашки», упорно стремиться попасть в сильную гимназию и с первого класса таскать по репетиторам? Скорее всё идёт с тех самых тяжёлых 90-ых, когда обнажилась вся слабость нашей социальной системы, рухнула система бесплатного высшего образования. Стали массово продвигать в сознание, что только высшее образование приведёт к обеспеченной жизни, даст возможность стать «человеком».

А может очередное слизывание американского образа жизни? Результаты стартапов и бесконечных призывов изменить свою реальность уже завтра? Если не вышло у старшего поколения,  так может отпрыск преуспеет в жизни…

С рождения все взахлёб обсуждают когда и сколько слов сказал малыш, когда сделал первый ползок, шажок, поход на горшок.... Вроде бы всё естественно и радость понятна. Но пусть бы всё это и осталось маленькой радостью, однако нет же…Это только первые шаги к Большой Успешной жизни.

Успех или счастье? Что важнее?

успех или счастье что важнее

 

 

Успех детей стал некой визитной карточкой успешности родителей. Можно фото выложить, ввернуть слово среди коллег, демонстрируя восхождения ребёнка на Олимп, тем самым повышая свою значимость и удовлетворяя амбиции. Да, безусловно, радость от успеха ребёнка порой тяжело скрыть.

Но так ли надо изо всех сил пыжиться и быть «как все», если видно, что ребёнок не хочет этого успеха, и ему ближе быть самим собой. Ведь в этом мире у каждого своё предназначение и своя задача. Так почему же и зачем мы пытаемся бороться с природой, лепя из обычного ребёнка вундеркинда.

А между тем давно известно, что по жизни «троечники» порой преуспевают больше «отличников» потому что лучше адаптированы к условиям жизни, с более живым умом, и лучшими навыками.

Личностные качества ребёнка лучше формируются в общении со сверстниками, в шалостях и дворовых играх. Дети, у которых есть возможность заниматься не на результаты, имеют больше свободы выбора, они не бояться сделать что-то неправильно и даже плохо, вырастают более гибкими, адаптивными, здоровыми и счастливыми...

Перегрузка, которую испытывают сегодняшние школьнику формирует не только  пассивность, ведь всё решила за него мама, значит решит и дальше. Но и  чревата психологическими травмами, истощением сил,  усталостью, психосоматическими болезням и даже депрессией.

Стало сложно быть ребёнком, под родительским прессингом «успевать, быть на высоте, показывать результаты». Порой дети от усталости уже ничего не хотят, становятся пассивными, равнодушными, ленивыми.

Нет, совсем не значит, что пустить детей в свободное плавание. Конечно, родители должны мотивировать ребёнка к познанию мира, вырабатывать навыки, интерес к чтению, занятиям. И здесь важен личный пример. Там где мама часами просиживает в компьютере, а папа у телевизора или ещё хуже за кружкой пива - вряд ли ( хотя случается и такое) дети вырастут супер активными и творческими личностями.

Важно соблюдать золотую середину. И обязательно с учётом способностей и желаний ребёнка. Не переусердствовать!

Мало кто окончивших музыкальную школу с добром вспоминает о тех годах. Как правило, детям, без определённых склонностей и данных там было не только неинтересно, но непостижимо трудно. Но коль поступили - надо заканчивать. И лились рекой детские слёзы, размазанные по клавишам «чёртового инструмента».  Знаю это по собственной семье.

Следует дать ребёнку возможность выбора везде, где это уместно и допустимо, учить продумывать последствия его решений.

Для старшеклассника главное - чувствовать безусловную поддержку и любовь родителей даже в непростые периоды бунта. Очень важно позволить ребёнку любого возраста развиваться естественно.

Не следует тиранить своих детей. Поможем прожить им счастливое детство, то, которое прожило поколение людей советской  эпохи. Хотя понимаю, что былого не вернуть, и сравнивать то время с сегодняшней действительностью нельзя.

Не делайте из своей дочери одновременно танцовщицу, пловчиху, полиглота и верховую наездницу. Выберите одно-два вида занятий с учётом природных склонностей и пожеланий маленького человека.

Пожалейте своих детей и их психику. Кто, если не мы?

Поделиться с друзьями:
14 комментариев для “Берегите детство детей
  1. Люда, привет! Хорошо написала, правильно.

    Успех детей стал некой визитной карточкой успешности родителей.

    К сожалению, бывает и так… На самом деле, ребёнку нужно пробовать себя в разных сферах — и петь, и танцевать, и рисовать, и иностранные языки учить, и какие-то профильные кружки…  Но уж никак не одновременно. Просто он, ребёнок, должен найти что-то своё во всём этом многообразии.

    Вспомнился анекдот, как еврейская мама приводит трёхлетнего ребёнка к врачу и жалуется — доктор, посмотрите что с ним, ему уже 3 года, а он ещё на пианино не играет…

    • Людмила 23.10.2019 at 13:22

      Саша здравствуй

      Хорошо написала потому что внучка растёт и моё сознание меняется) Близко и пройдено…Сейчас бы по-другому с дочерью поступала, хотя мы и не давили на неё, но стимулировали излишне.

      А пианино, как и скрипка уже не столь популярны теперь, думаю даже среди евреев cheekyможет и хорошо, а может и плохо…Всё равно человек, сам исполнявший классику, не будет слушать всякую хрень-трень-брень и халтуру-попсу.  

      • А пианино, как и скрипка уже не столь популярны теперь

        Это опять же зависит от среды, по которой считать популярность… Мне, например, и пианино, и скрипка очень нравятся… Правда, смотря что исполняется, но тем не менее…

        человек, сам исполнявший классику, не будет слушать всякую хрень-трень-брень и халтуру-попсу.

        Сколько раз сам видел, как солидные исполнители классических произведений, нет-нет, а любят похулиганить — как раз на тему трень-брень-хрень…  cheeky

        • Людмила 28.10.2019 at 10:59

          Саша, я про современные молодые семьи, вот не слышу, чтоб каждый родитель стремился в музыкалку своё чадо отдать, как было в наше время. Сейчас больше в моде языки или восточные единоборства типа джиу джитсу) 

          Трень- хрень-брень для каждого своя, согласна. Но вряд ли сможет мастер, даже хулиганя, испортить звуком пространство :). Талант не пропить 

  2. Софья 22.10.2019 at 19:43

    Люда, привет! Читала товою статью и со всем соглашалась, пожалуй кроме одного, после 90-х годов для успешности нужно стало заниматься бизнесом, любым, а высшее образование ценилось и раньше, в 90-е как раз образование совсем перестало быть нужным, люди с высшим стали зарабатывать очень мало. Это уже потом высшее образование опять стало необходимо.

    Да, сейчас молодые родители хотят очень многого от детей, мне порой кажется так воплощаются какие-то их амбиции и неиспоненные мечты, а детки страдают.

    • Людмила 23.10.2019 at 13:24

      Привет, Софья

      Да, согласна, престиж высшего образования падал в 90-ые. Даже можно было без конкурса поступить на некоторые специальности. Но так недолго было, потом начался всеобщий ажиотаж вокруг него, важно всем иметь дипломы о высшем. И не важно что потом его диплом за ненадобностью в шкафчик) 

  3. Надежда Семеновна 23.10.2019 at 10:23

    Согласна, Людмила, детей надо беречь от перегрузок, 1-2 максимум кружка достаточно для определенного возраста.  Иначе 3х-4х летний ребенок воспринимает такое обучение как наказание.

    Не согласна, что счастливое детство было " как росли мы с вами, как гоняли мяч в парке или во дворе, едва сходил снег и появлялись лужи. Обув резиновые сапоги, дни напролёт пускали кораблики. … носились по двору, лазали по деревьям, купались в реке до посинения".  Это тоже другая крайность, безнадзорность с ключем от квартиры или дома на шее. И парк не всегда был рядом с домом, а во дворе могли  разгружаться машины с продуктами, лазать по деревьям опасно — можно свалиться и сломать ветку и т.д. А уж купаться без взрослых, сейчас за это могут наказать родителей.

    Все должно быть в меру.

    • Людмила 23.10.2019 at 13:31

      Да, да Надежда Семеновна, я имела ввиду, что важно детям дать свободу. Но, конечно, под присмотром взрослых, теперь не те времена… давно не те. Я то росла в деревне и потом доучивалась в маленьком городке, где всё это было возможным. Да и в столицах дети гуляли, играли так же свободно. Но теперь иное… Статью подправлю, спасибо, что возразили)

      Но выезды за город, на дачу в деревню и сейчас доступны. Но там нет цивилизации и условий — так говорят мамы молодые. И детям вся эта цивилизация до одного места, им важно развиваться физически. Потому и сидят за планшетами и в смартфонах  в свободные минуты, которых у них всё меньше и меньше.

       

  4. Елена Голоштенко 25.10.2019 at 12:45

    Замечательная статья, Людмила! Всё так в точку сказано!!! И всё это не просто слова, а реальный опыт. И это чувствуется.

    Вот сейчас с сыном решили, что хватит ему музыкальной школы. Да, гитара — классно, но когда вместе с гитарой ещё надо ходить на кучу других неинтересных предметов и не успевая при этом на любимый спорт, то нафиг такая школа. 

    А ещё хочу поделиться такой мыслью. Меня воспитывали порой со словами "Отличница хренова", когда я получала тройку, например, и уж тем более двойку в школе (это был вообще армагеддон). Поэтому у меня не было цели делать из детей отличников. И вот это отсутствие акцента на оценках даёт больше свободы ребёнку. Например, я ревела в школе из-за двойки и у меня включался блок. А дочь может прийти с невыученным заданием, получить 2, но к концу урока выучить и пересдать сразу же на пять. Без истерик, соплей, и это очень крутой навык — не бояться ошибок. 

    Спасибо за поднятую важную тему! 

    • Людмила 28.10.2019 at 16:08

      Елена, мне приятно, что статья воспринята должным образом. А то порой люди говорят о важности развития ребёнка и забывают о чувстве мере и  свободе выбора.

      И про оценки мне всё так близко… вечно за эти пятёрки боролись и сама и дочь. И спроси теперь: А зачем? Ведь во всех предметах никто не может быть лидером. Получается что распыляли силы. Дочка по тройкам ревела, четвёрки не любила)) и теперь страдает перфекционизмом, изжить в себе никак не может.

      Спасибо за отзыв

  5. Мария 26.10.2019 at 20:24

    Нельзя отнимать детство у ребенка. Сколько ни общаюсь с одноклассниками все проклинают музыкальную школу в которую их записали родители. Три раза после уроков они ходили туда и говорят что в жизни им это ни грамма ни помогло. А вот комплекс "отличника" вещь вообще коварная, это лишние нервы и слезы в детстве и в последующем в юношестве и взрослости. Надо давать детям свободу выбора а не долбать руганью за плохие оценки. Если ребенок поймет что ему это надо сам все сделает, сам выучит и получит оценку хорошую, потому что он сам этого захотел, а не из-под палки.

    • Людмила 28.10.2019 at 16:09

      Да, Мария, всё так. Жаль, что осознание приходит с возрастом и опытом.

  6. Мария 28.10.2019 at 23:40

    Мне до сих пор аукается этот комлекс, нет нет да вылезет. Особенно накануне важного мероприятия где есть моя роль. Жутко боюсь наплошать и тут ситуация 50 на 50 или все пройдет хорошо или с недочетами, а потом ломаю голову что не так сделала.

  7. Ольга Богач 29.10.2019 at 13:03

    Полностью согласна со всем, что написано в статье! Родители реализуют свои амбиции. Сами не смогли — детей заставим! А детям, возможно, хочется совсем другого. Конечно, ненавязчивое обучение маленького ребёнка языкам, музыке и многому другому поможет ему в дальнейшей жизни. Чтобы быть лучшими в какой-то области, надо начать заниматься как можно раньше. Но в форме игры и общения. И не все хотят быть первыми.

Добавить комментарий
Имя *
Email *
Сайт