Какая связь между «Коньком-Горбунком», Петром Ершовым и Александром Пушкиным


 

конёк-горбунок

Мало кто не знаком с замечательной русской сказкой в стихах "Конёк-горбунок". Удивительный мир старины далекой и подлинная картина русской жизни того времени представлены в ней ярко и захватывающе. Автор сего великого творения - Пётр Ершов.

Какая связь между "Коньком-Горбунком", Петром Ершовым и Александром Пушкиным

Об авторе сказки "Конёк-Горбунок", факты и рассуждения

Однако, здесь не всё так или не совсем так. Разговоры на эту тему начались в 90-ых прошлого века, и вот уже два с половиной десятка лет идут, истина казалось бы на виду, но пока автор данной сказки был и есть П. Ершов.  Хотя полно сомнений и есть множество фактов, подтверждающих принадлежность данной сказки кому бы вы подумали.... да-да, перу светиле русской словесности А.С. Пушкину.

Мистификация придумана самим Пушкиным. Зачем, узнаем чуть позже.

Судите сами:

👉 Сказка была написана в 1834 году, Петру на тот момент исполнилось 19 лет. Талантливо, если не сказать более для начинающего писателя, тем более до сего времени ничего стоящего автор не написал вообще.

👉 Дружба с Пушкиным могла, конечно, навеять мощный литературный взлёт, но вот только и ПОСЛЕ "Конька-Горбунка" на протяжении всей жизни дарование больше НИЧЕМ мир не порадовало. Аргумент, что и Грибоедов тоже написал одно произведение бессмертное "Горе от ума" не может считаться доводом. Грибоедов погиб в 34 года, через пять лет после выхода великой комедии. Он просто не успел... Кроме того, Грибоедов не только литератор, а дипломат, в первую очередь, композитор, пианист... чего не скажешь в адрес Ершова.

И Пётр Ершов тоже прожил недолгую жизнь 54 года, но 35 лет после "Конька" у него было, чтобы написать пусть не столь талантливо, но хоть как-то . Но не писалось почему-то....

👉 Вчитавшись в повествование "Конька" даже не специалисту, легко заметить, как похож слог на пушкинский, особенно тот, что в сказках "Золотой Петушок" и "Сказка о царе Салтане". Ну, нет больше примеров литературы подобного стиля того периода!

👉 Когда Пушкина не стало, редакция потребовала от автора корректировки части текста ввиду цензуры произведения. Вот примеры перлов, привнесенных автором Ершовым, в первоначальный текст, :

вместо «Как бы вора им поймать» стало «Как бы вора соглядать»;

вместо «Крепко за уши берет» — «Уши в загреби берет»;

вместо «Взяли хлеба из лукошка» — «Принесли с естным лукошко»;

вместо «Если ж, нужен буду я» — «Если ж, вновь принужусь я"

 

 

Весьма сомнительно, что автор улучшил текст без изъяна.

👉 Дальше. Не сохранилось ни черновиков, ни записей-корректуры произведения. По странным причинам Ершов сжёг свой студенческий дневник и беловик сказки с правкой Пушкина именно тогда, когда каждый автограф поэта стал представлять огромную ценность.

👉 Несмотря на то, что произведение имело огромный успех, много раз переиздавалось, сам Ершов в качестве гонорара получил всего 500 рублей. Да ещё книготорговец Лисенков выдал ему 600 рублей за первые проданные 600 экземпляров первого издания. Всё. Вот странно же? Ершов ни разу даже не пытался высудить или иным образом потребовать от издателей оплаты за своё творение. Хотя в письмах неоднократно писал об этом. Жил в нужде и бедности, в то время, как книга широко раскупалась в России.

Зачем нужна была мистификация Пушкину

По слухам той поры, всё дело в деньгах и не только. Ни для кого не секрет, у Пушкина до конца дней были денежные проблемы. Вот и в очередной раз он оказался в очень затруднительной финансовой ситуации. Были срочно нужны деньги. Написав сказку за короткое время, чтобы не светить свои доходы, он и попросил Ершова выступить автором. Одним словом договорились....

К тому же сыграл факт, что все произведения Александра Сергеевича до издания просматривал царь АлександрI. На это ходило порой до месяца времени.

И главное, Пушкин боялся, что сказку не выпустят в свет, слишком явно прослеживалась аллегория на царя, правительство и политические события в стране.

Кажется, что может быть легче создать комиссию в наше время, досконально подтвердить и признать автором "Конька" А.С. Пушкина. Но кто инициирует такую работу? По крайней мере, ни Институт мировой литературы, ни Пушкинская комиссия этим заниматься не хотят. А литературоведам-"ершистам", частично принимавшим факты, и вовсе не с руки. Тогда имени Петра Павловича Ершова не будет в русской литературе вообще. В этом вся проблема.

А читателю остаётся успокоиться: по сути какая нам разница, кто автор, главное, что есть такое замечательное произведение. Хотя с подобных позиций относится к национальному достоянию всё же легкомысленно.

Доказательств явных нет, но есть логика... Можно её включить.

Конёк- Горбунок издавался не менее 130 раз огромными тиражами и продолжает издаваться на 27 языках мира.

Яндекс-фото, обложка первого издания
Яндекс-фото, обложка первого издания

Сомневающимся в авторстве "Конька Горбунка"в помощь журнал «Литературная учеба» № 3 за 2009 год.

novayagazeta.ru/articles/2009/06/08/42575-konka-gorbunka-napisal-pushkin.

Хорошая убедительная дискуссия здесь: shkolazhizni.ru/culture/articles/52984/, в изобилие иные источники Интернет пространства.

Я полностью за А.С. Пушкина. А вы что думаете?

PS Вот комментарий читательницы Елены Шуваловой, оставленный в аналогичной статье на моем канале в Яндекс-Дзене:

Я точно знаю, что сказку написал Пушкин. Моему предку была передана рукопись самим Пушкиным. В 1918 году её замуровали в подполе одного московского дома. Надеюсь, что она до сих пор там. И знание о пушкинском авторстве "Конька" было всегда. Всегда были "посвящённые". Это он сам так и задумал. Чтобы мы сами избрали его в цари, в конце концов. Потому что Иванушка в "Коньке" - это сам Поэт. (А Горбунок - его гений). Вот это всё сказала своими марионетками скульптор Сарра Лебедева ещё в 1936 году.

Я точно знаю, что сказку написал Пушкин. Моему предку была передана рукопись самим Пушкиным. В 1918 году её замуровали в подполе одного московского дома. Надеюсь, что она до сих пор там. И знание о пушкинском авторстве "Конька" было всегда. Всегда были "посвящённые". Это он сам так и задумал. Чтобы мы сами избрали его в цари, в конце концов. Потому что Иванушка в "Коньке" - это сам Поэт. (А Горбунок - его гений). Вот это всё сказала своими марионетками скульптор Сарра Лебедева ещё в 1936 году.

Какая связь между "Коньком-Горбунком", Петром Ершовым и Александром Пушкиным

Поделиться с друзьями:
18 комментариев для “Какая связь между «Коньком-Горбунком», Петром Ершовым и Александром Пушкиным
  1. Люда, привет! Я тоже слышал такую версию, что, мол Пушкин написал эту сказку. Мы с тобой не специалисты, но даже тех аргументов, что ты привела, хватает, чтобы версия выглядела весьма правдоподобной.

    Не сохранилось ни черновиков, ни записей-корректуры произведения.

    Вот, кстати, об этом: у А.С. осталось много черновиков, да и вообще его бумаг всяких, а вот Конька-Горбунка среди них нет… Ну ладно, можно понять, что автором, по уговору,  выступил Ершов, но зачем было Пушкину свои черновики уничтожать? Он же не рассчитывал на обыск в квартире… Так, что вопрос, конечно.

    Но в целом, очень похоже на то, что автор всё-же Пушкин. В этом присоединяюсь к тебе.

    Слегка перефразирую:

    О сколько нам открытий чудных

    Не распознать уже вовек..

    • Людмила 30.10.2019 at 19:25

      Саша, здравствуй. По второму кругу пошёл читать мои перлы?cheeky Готовься морально и физически, все статьи из Дзена сюда перетащу)))

      А я ещё в детстве когда читала сказку, подумала как же похож слог на пушкинский. Ну мало ли… , все поэты той поры должны были красиво писать, как Пушкин)). 

      Сохранилось всё же что-то из Горбунка , писанное рукой Пушкина, предполагается что А.С. помогал Ершову и корректировал сказку. Остальное Пушкин мог сразу уничтожить.

      Хотя конечно, не доказано ни первое ни второе, и автор на всех книгах Пётр Ершов был и будет. В нашей истории всё так…. не распознать во век!!! 

       

  2. Алексей 30.10.2019 at 22:08

    Людмила, добрый день! Недавно в "Вестях" было упоминание о воспитательнице детского садика, которая осмелилась устроить читку "Конька — горбунка" детишкам. На вопрос одного малыша о том что такое "сажать на кол" воспитательница подробно и объяснила. У некоторых детишек случился нервный припадок. По жалобе родителей воспитательницу уволили, хотя она во всём винит автора Петра Ершова. Грустно, конечно, но талант опасная штука. А Пётр Ершов есть ли талант?

    • Людмила 31.10.2019 at 19:20

      Алексей, здравствуй. История, которую ты поведал не радостная. Куда ж деваться, если в наших сказках всегда равновесие: сколько добра, столько и зла и всегда они бьются и побеждает ДОБРО. А раньше злобы, колов, топоров- кинжалов было больше в жизни людей, потому и использовали легко эти вещи в сказках. Любую сказку возьми, там есть смерть, борьба, обман, возмездие и хэппи енд)))

      Не стала бы я увольнять воспитателя, не сделала она ничего предосудительного. Но не удивляюсь ничему, нравы нашего общества столь лицемерны, всё с ног на голову. В учительнице, выложившей в сеть своё фото в сплошном купальнике усмотрели нарушение чего то….чуть не уволили. Благо люди с протестом выступили… Вот так и живём, не в силах отделить зерна от плевел, мух от котлет….

      Не знаю как насчёт талантов Ершова, но сказка зачётная!!! Одна жар-птица с коньком чего стоят. Супер!

  3. Сергей 02.11.2019 at 17:57

    Очень интересные факты. А я об этом раньше как-то и не задумывался. Теперь стало интересно, как было на самом деле. 

    • Людмила 05.11.2019 at 13:40

      Сергей, так кто ж теперь узнает, как  оно БЫЛО на самом деле… всего лишь домыслы людские..

  4. Надежда Семеновна 03.11.2019 at 12:04

    Какое интересное исследование у вас, Людмила.

    Мне всегда казалось, что Петр Ершов еще какие то стихи или очерки написал, но Конек-горбунек конечно самая известная сказка. Местами грубоватая, что мне кажется не характерно для Пушкина. Но кто знает…

    • Людмила 05.11.2019 at 13:50

      Да, конечно, есть у Ершова  стихи, рассказы и даже пьесы. Но всё забыто и мало что читается кроме сказки, ставшей классикой. Можно почитать, в инете есть. Места в самом деле, встречаются в сказке грубоватые, и мне думается, это те самые, которые он и написал, когда цензура выбросила пушкинские обличающие куски. Слог у него тяжёлый, даже топорный, судя по стихам…например этим

      Зимний вечер

      Воет ветер, плачут ели,
      Вьются зимние метели;
      Бесконечной пеленой
      Виснет хмара над страной.
      Ни ответа ни привета —
      Лишь порою глыба света
      Дивной радуги игрой
      Вспыхнет тихо за горой;
      Лишь порою, дея чары,
      Глянет месяц из-за хмары,
      Словно в повязи венца
      Лик холодный мертвеца.
      Скучно! Грустно! Что же, други,
      Соберемтесь на досуге
      Укоротить под рассказ
      Зимней скуки долгий час!
      Пусть в пылу бессильной злобы
      Вьюга вьет, метет сугробы,
      Пусть могильный часовой,
      Ворон, плачет над трубой.
      Что нам нужды? Мы содвинем
      Круг веселый пред камином
      И пред радостным огнем
      Песнь залетную споем.
      Сок янтарный полной чаши
      Оживит напевы наши,
      И под холодом зимы
      Юг роскошный вспомним мы.

      А так да… кто его знает… 

  5. Хуторная Елена 07.11.2019 at 10:50

    Сын вот только что проходил Конька-горбунка в школе, даже вслух ему отрывок читала, а в детстве, помнится, заслушивала до дыр пластинку с этой сказкой )))) И знаешь, к стыду своему, если бы меня спросили кто автор, я бы так Пушкина и назвала ))) Что-то совсем от моего внимания ускользнуло то, что автор Ершов указан… И ведь стиль-то действительно Пушкина, его сказок, и ритм, и слог, и все твои доводы очень даже убедительны, я тоже считаю, что после создания такого произведения нельзя было не написать хоть что-то еще за 35 лет… Но ты права, главное в конце концов, что сказка есть и будет )))

    • Людмила 08.11.2019 at 19:43

      Лена, я рада, что просветила тебя))). Самой стало интересно, вот и начала копать и где-то согласилась с доводами. И даже сама отвергла сравнение с Грибоедовым, что и он написал одно произведение. Случаи совсем разные. Вот и ты как человек пишущий тоже сомневаешься, что можно ничего не писать оставшуюся жизнь.

      Дыма без огня не бывает… 

  6. White Cook 07.11.2019 at 21:22

    Интересная мысль.. Но правды ведь мы всё равно не узнаем, не так ли?

    • Людмила 07.11.2019 at 23:04

      Скорее не узнаем, других проблем много. Но хоть задумаемся…))

  7. Валентина 16.11.2019 at 19:42

    Очень даже похож слог сказки "Конёк-горбунок" на Пушкина. Может и правда именно так и было — сказку написал Пушкин и договорился с Ершовым об авторстве.

  8. Наташа 04.12.2019 at 17:52

    Людмила! Только что прочитала ваш пост про Дзен, и следом читаю этот. 
    Если у вас такие в Дзене статьи, то побольше таких! Давайте сделаем Дзен лучше. 🙂

    Да, версия про авторство Пушкина действительно правдоподобная. Но не надо ничего переиначивать, и "возвращать" авторство. Пусть эта история так и остается в разряде литературных мистификаций. Так интересней.

    • Людмила 04.12.2019 at 19:19

      Да, Наташа, так и будет…кто его знает…просто интересны исследования.

      Кое что дублирую сюда с канала. Там маленькие посты, здесь важен объем и ключевики. А там лишь интерес читателя и всё! Этим и манит к себе Дзен. Но работать, как папа Карло — порой выше сил)). Так что как будет….

  9. Картавцева Елена 08.12.2019 at 14:11

    Ага, получается, что Ершов — автор  одного произведения? Да, действительно, странно — ПОЧЕМУ??? Я согласна с вами,Людмила, что авторство Пушкина вполне вероятно и объяснение причин такого поступка тоже.

  10. Елена 14.01.2020 at 14:57

    О, интересно как! Я сама часто путала, когда спрашивали:"Кто написал "Конек-Горбунок"?" Часто путалась и говорила, что Пушкин. Больно уж стиль написания, как у Александра Сергеевича. Да и действительно, только Горбунок за всю жизнь, маловато будет… Но главное — сказка прекрасная, читать одно удовольствие!

    • Людмила 14.01.2020 at 18:06

      Да, это так. Главное для читателя- содержание.

Добавить комментарий
Имя *
Email *
Сайт